BUTB
Год исторической памяти
Здоровые города и посёлки
Контактно-кооперационная биржа
Год исторической памяти
Ресурс субконтрактации
Туристический

Земельные участки

ВНИМАНИЕ арендаторам!

Полоцким райисполкомом утвержден План благоустройства улиц г. Полоцка в части приведения в соответствие остановочных пунктов.

План благоустройства улиц г.Полоцка в части приведения в соответствие остановочных пунктов

Приложение к плану благоустройства улиц г. Полоцка в части приведения в соответствие остановочных пунктов

 


 

Информация о наличии свободных (незанятых) земельных участков в населенных пунктах Полоцкого района (в том числе с расположенными на них объектами недвижимости, подлежащими сносу), которые могут быть предоставлены гражданам для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов по состоянию на 1 сентября 2022 года (скачать).

Информация о наличии свободных (незанятых) земельных участков в садоводческих товариществах и дачных кооперативах Полоцкого района и города Полоцка, в том числе с расположенными на них объектами недвижимости, подлежащими сносу, которые могут быть предоставлены гражданам для ведения коллективного садоводства, дачного строительства по состоянию на 1 сентября 2022 года (скачать).

Информация о земельных участках, подобранных для включения в фонд перераспределения земель Полоцкого района для создания и развития сельскохозяйственных организаций, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств на 1 июля 2021 года 

Ответственный за размещение информации на сайте - Шинкевич Наталья Владимировна.

 

Аукционы

Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь (Госкомимущество)

Аукцион с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) по объекту «Строительство и обслуживание объекта специализированного назначения по адресу: г.Полоцк, пересечение ул. Богдановича и ул. Петруся Бровки» (изучение спроса)

Земельные участки, предлагаемые для продажи в частную собственность для строительства и обслуживания одноквартирных жилых домов в Полоцком районе (изучение спроса)

Аукцион на право проектирования и строительства (изучение спроса)

 

Дорожная карта инвестора

 Дорожная карта инвестора

 

 

________________________

Отдел землеустройства
Полоцкого районного исполнительного комитета
Адрес: г. Полоцк, ул. Толстого, 6.
Режим работы:
понедельник-пятница с 8.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00.
Начальник отдела - Шинкевич Наталья Владимировна, каб. 324, тел 43-87-26. Прием граждан начальником отдела: каждая среда, с 08.00-13.00

Прием граждан:

с 8.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00
Заместитель начальника – Морозов Василий Павлович, каб. 326, тел. 46-41-33
Главный специалист – Емшанова Ирина Леонидовна, каб. 315, тел. 43 96 22
Главный специалист – Васильева Татьяна Ипатьевна, каб. 315, тел. 43 96 22
Главный специалист – Белова Алевтина Николаевна, каб. 315, тел. 43 96 22
Главный специалист – Малаховская Ольга Васильевна, каб. 313, тел. 46-20-62
Главный специалист – Тихонович Екатерина Николаевна, каб. 313, тел. 46-20-62

Прием граждан с заявлениями по осуществлению административных процедур, а также выдача административных решений по процедурам:

1. Принятие решения об изъятии и предоставлении земельного участка гражданину Республики Беларусь для строительства и обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома» (См. подробно Регламент осуществления АП);

осуществляются сельскими исполнительными комитетами по месту расположения испрашиваемого земельного участка.

Прием граждан с заявлениями по осуществлению административных процедур, а также выдача административных решений по процедурам:
2. «Принятие решения об изъятии и предоставлении земельного участка гражданину для ведения коллективного садоводства» (См. подробно Регламент осуществления АП);
3. «Принятие решения о продлении индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу, гражданину-члену садоводческого товарищества срока аренды земельного участка» (См. подробно Регламент осуществления АП)

осуществляются отделом землеустройства Полоцкого райисполкома (каб. 313, 315, тел. 46-20-62, 43 -96-22).

 

Кадастровая оценка земель, земельных участков по видам функционального использования земель «жилая усадебная зона», «рекреационная зона», земель садоводческих товариществ и дачных кооперативов  (скачать)

 

Вышестоящий орган:

Витебский областной исполнительный комитет

Телефоны «Горячей линии» управления землеустройства Витебского областного исполнительного комитета 68 68 77;  68 54 63

 

Отдел землеустройства Полоцкого районного исполнительного комитета образован в качестве структурного подразделения Полоцкого районного исполнительного комитета в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11 декабря 2009 г. №622 «О совершенствовании порядка регулирования земельных отношений и осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009г., № 302, 1/11207).

В своей деятельности отдел землеустройства руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, декретами, указами, распоряжениями Президента Республики Беларусь, иными актами законодательства Республики Беларусь.
Землеустроительная служба подчиняется райисполкому, а по вопросам проведения единой государственной политики в области земельных отношений – землеустроительной службе Витебского областного исполнительного комитета.

Основной задачей отдела землеустройства является реализация функций государственного регулирования в области земельных отношений, охраны и рационального использования земель на территории Полоцкого района.
Землеустроительная служба выполняет следующие функции:

  • рассмотрение материалов по изъятию и предоставлению земельных участков, продлению сроков пользования земельными участками, изменению границ административно-территориальных и территориальных единиц, проведение при необходимости дополнительных согласований указанных материалов с заинтересованными и внесение их с проектом решения на рассмотрение в райисполком, Полоцкий районный Совет депутатов;

  • рассмотрение материалов по прекращению прав на земельные участки по основаниям, определенным законодательством, и внесение их с проектом решения на рассмотрение в райисполком;

  • проверка соблюдения физическими и юридическими лицами в порядке, установленном законодательными актами, законодательства об охране и использовании земель;

  • предоставление налоговым органам сведений о наличии у физических лиц и юридических лиц земель ( в том числе о площади, функциональном использовании и целевом назначении земельных участков) и сведений о земельных участках, находящихся во временном пользовании и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством, самовольно занятых, используемых не по целевому назначению, не используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в течение более шести месяцев, а гражданами – в течение более одного года;

  • выявление неиспользуемых и нерационально используемых земель, внесение в установленном порядке на рассмотрение райисполкома предложений об их перераспределении;

  • внесение предложений о выполнении проектно-изыскательских, научно-исследовательских и проектно-экспериментальных работ, связанных с проведением землеустройства, земельно-кадастровых и геодезических работ, осуществлением мониторинга земель, использованием и охраной земель на территориях административно-территориальных единиц;

  • согласование в пределах своей компетенции проектов проведения мелиоративных, культуртехнических работ и иных проектов охраны и использования земель, а также внесение с проектом решения на рассмотрение в райисполком схем и проектов землеустройства;

  • приостановление проведения мелиоративных, культуртехнических, инженерно-геодезических и других работ по освоению и улучшению земель, осуществляемых без соответствующих проектов или с отступлением от них;

  • согласование программ, схем, проектов и планов социально-экономического развития административно-территориальных и территориальных единиц в области охраны и использования земель;

  • изучение и анализ рынка земли, разработка предложений о его развитии;

  • участие в приемке работ по рекультивации нарушенных земель, мелиоративных, культуртехнических и других работ по освоению и улучшению земель;

  • обеспечение хранения землеустроительных дел;

  • организация в пределах своей компетенции научно-технического и экономического сотрудничества по вопросам охраны, рационального использования земель, землеустройства и государственного земельного кадастра;

  • рассмотрение в установленном законодательством порядке обращений физических и юридических лиц по вопросам землеустройства и землепользования, ведет прием граждан;

  • контроль за соблюдением условий отвода земельных участков в части возмещения убытков;

  • подготовка документов, являющихся основанием для учета и регистрации административно-территориальных и территориальных единиц;

  • консультирование по вопросам земельного законодательства сельских исполнительных комитетов Полоцкого района;

  • иные функции, предусмотренные законодательством.


Информация для землепользователей:

 

ЛЬГОТЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ

С 1 сентября 2022 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 18.07.2022 №195-З ”Об изменении кодексов“, устанавливающий льготный порядок приобретения земельных участков в частную собственность гражданами Республики Беларусь, действие которого ограничено 5 летним сроком с момента вступления в силу данного Закона.

В частности, земельные участки, находящиеся в пользовании у землепользователей на 1 сентября 2022 года в течение 5 лет с указанной даты могут предоставляться в частную собственность гражданам Республики Беларусь с применением коэффициента:

0,8 – на территории областных центров, г. Минска

0,5 – на  иных территориях.

Приобретение земельных участков в частную собственность предоставит возможность использовать их в качестве источника материального благополучия,  способствуя развитию предприимчивости граждан, вовлечению земельных участков в рыночные отношения.

Стоимость земельного участка, передаваемого в частную собственность, определяется на основании кадастровой стоимости, отражающей ценность (полезность) земельного участка. И только в течение 5 лет можно приобрести в частную собственность земельные участки по кадастровой стоимости, с применением коэффициентов, позволяющих уменьшить ее размер.

Например,

Кадастровая стоимость земельного участка площадью 0,1268 га, предоставленного для строительства и обслуживания жилого дома на территории Витебского района составляет 1990 руб. 76 коп., то с применением коэффициента 0,5 составит 995 руб. 38 коп.

Право частной собственности на землю находится под защитой законодательства Республики Беларусь и приобретение участка в частную собственность предоставляет ряд преимуществ, основными из которых являются следующие:

Земельный участок, принадлежащий на праве частной собственности может являться предметом различных сделок таких как купля-продажа, мена, дарения, ренты, аренды, ипотеки и переходить по наследству, в том числе и к наследникам, не являющимися гражданами Республики Беларусь.

Например, в случае размещения на земельном участке, находящемся в частной собственности капитального строения, он является предметом договора купли-продажи вместе с капитальным строением, при этом стоимость земельного участка определяется отдельно от стоимости капитального строения, и не может быть ниже его кадастровой стоимости.

В общей стоимость предмета договора купли-продажи стоимость земельного участка может составлять 90 %, в то время, как стоимость капитального строения только 10%. А приобретение земельного участка в частную собственность для коллективного садоводства в садоводческом товариществе позволит распорядиться им и продать его вместе с расположенными насаждениями при отсутствии на участке дачного домика.

Земельные участки, находящиеся в частной собственности, могут сдаваться в аренду для тех же целей, для которых они и предоставлены, а арендная плата послужит дополнительным источником дохода для арендодателя – собственника земельного участка. Предметом особого спроса в летний период являются земельные участки, расположенные в товариществах, предоставленные для ведения коллективного садоводства, которые на различный срок могут предоставляться в аренду лицам, желающим попробовать свои силы в ведении коллективного садоводства и выращивании сельскохозяйственной продукции, не обладающими возможностями приобрести дачный домик и участок.

Земельные участки, находящиеся в частной собственности, могут являться предметом ипотеки в качестве обеспечения обязательства по кредитному договору, в том числе заключенному с банком.

Являясь предметом договора ренты земельный участок позволяет обеспечить потребности получателя ренты – собственника земли в питании, одежде, жилище, медицинском уходе и определенных денежных выплатах, тем самым решить проблемы социального обеспечения людей, нуждающихся в помощи.

Законодательство обеспечивает защиту права частной собственности на земельный участок, предусмотрев и только судебный порядок для прекращения права частной собственности на земельный участок, в случае нарушения собственником законодательства об охране и использовании земель.

С заявлениями о предоставлении земельных участков в частную собственность следует обращаться в местные исполнительные комитеты по месту расположения земельного участка.

Консультацию  о размере кадастровой стоимости земельного участка для расчета подлежащей внесению платы за земельный участок можно получить в структурном подразделении землеустройства местного исполнительного комитета, а в отношении земельных участков, зарегистрированных в регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним сведения о кадастровой стоимости можно получить в  Регистре стоимости земель, земельных участков государственного земельного кадастра, в котором  содержатся сведения, полученные при:

  • проведении кадастровой оценки земель, земельных участков населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачных кооперативов, земель, земельных участков, расположенных за пределами населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачных кооперативов;
  • проведении кадастровой оценки сельскохозяйственных земель, земельных участков, предоставленных сельскохозяйственным организациям, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам, иным организациям для ведения сельского хозяйства, в том числе крестьянского (фермерского), а также для ведения подсобного сельского хозяйства.

Кадастровая стоимость земель

Кадастровая стоимость земельного участка представляет собой расчетную денежную сумму, отражающую ценность (полезность) земельного участка при использовании его по существующему целевому назначению на дату оценки и включенную в Регистр стоимости.

Кадастровая стоимость доступна на информационном ресурсе Регистра стоимости http://vl.nca.by/ круглосуточно и бесплатно. Также ГУП ”Национальное кадастровое агентство“ оказывает услуги по предоставлению выписок о кадастровой стоимости земель на возмездной основе.

В разделе ”Кадастровая стоимость земель“ содержатся сведения о кадастровой стоимости земель в долларах США и белорусских рублях по состоянию на дату кадастровой оценки.

В разделе ”Налоговая база земельного налога“ содержатся сведения о кадастровой стоимости земель в белорусских рублях для определения налоговой базы земельного налога на 1 января календарного года, за который производится исчисление налога.

Вопросы по порядку исчисления и уплаты налогов, совершенствованию налогового законодательства наряду с иными в области налоговой политики относятся к компетенции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

Для получения сведений о кадастровой стоимости авторизация не нужна. Сведения находятся в открытом доступе для всех пользователей.

Необходимым условием для отображения границы земельного участка на сайте Регистра стоимости http://vl.nca.by/ является наличие у земельного участка каталога координат. При отсутствии каталога координат в Регистре недвижимости, при поиске земельного участка ”по кадастровому номеру“ на сайте регистра стоимости система может выдать ошибку ”Не найдены оценочные зоны“. В данной ситуации рекомендовано воспользоваться поиском ”по адресу“. Так же можно определить стоимость по карте, кликнув по карте на местоположение участка.

 

Кадастровая оценка земель, земельных участков по виду функционального использования земель

”Общественно-деловая зона“

В период с января 2021 года по апрель 2022 года Национальным кадастровым агентством Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь была проведена кадастровая оценка земель, земельных участков по виду функционального использования земель ”общественно-деловая зона“ (далее – кадастровая оценка) по состоянию на дату кадастровой оценки 01.07.2021 всей территории Республики Беларусь.

В регистр стоимости земель, земельных участков государственного земельного кадастра (далее – регистр стоимости) (www.vl.nca.by) были внесены следующие результаты кадастровой оценки:

№ п/п

Оцениваемые земли

Дата внесения в регистр стоимости

Номер записи в регистре стоимости

1

г. Полоцк

10.06.2022

5639

2

г.п. Ветрино

10.06.2022

5640

3

сельские населенные пункты

10.06.2022

5641

4

земли, расположенные за пределами населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачных кооперативов

10.06.2022

5642

Основание: Инструкция о порядке ведения регистра стоимости земельных участков государственного земельного кадастра и выдачи информации из него, утвержденная постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 03.06.2010 № 37; решение Полоцкого районного исполнительного комитета от 13.05.2022 № 1043 ”Об установлении результатов кадастровой оценки земель, земельных участков Полоцкого района“.

С решением(ями) можно ознакомиться на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь www.pravo.by.

После внесения результатов кадастровой оценки в регистр стоимости они могут использоваться для целей, определенных законодательством, в том числе для определения налоговой базы земельного налога. Ознакомиться с результатами кадастровой оценки можно на сайте www.vl.nca.by.

В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь налоговая база земельного налога определяется в белорусских рублях на 1 января календарного года, за который производится исчисление налога. Таким образом, налоговая инспекция для исчисления земельного налога в 2023 году будет использовать сведения, внесенные в регистр стоимости до 1 января 2023 года.

Напоминаем, что также кадастровая стоимость земель, земельных участков используется в целях:

- определения размера платы за право заключения договоров аренды;

- установления начальных цен на аукционах;

- передачи земельных участков в частную собственность граждан Республики Беларусь и негосударственных юридических лиц Республики Беларусь;

- определения стоимости земельного участка, передаваемого в ипотеку;

- определения стоимости земельных участков, находящихся в частной собственности, при совершении сделок по их возмездному отчуждению;

- выкупа у граждан земельных участков при изъятии их для государственных нужд или предоставления взамен равноценных земельных участков;

- оценки недвижимого имущества (определения стоимости местоположения объекта недвижимости);

- определения размера денежной компенсации наследникам при принятии по наследству земельного участка, находившегося на праве частной собственности у наследодателя.

Как можно оспорить кадастровую стоимость?

При несогласии землевладельца, землепользователя, арендатора, собственника земельного участка (далее – землепользователь) с кадастровой стоимостью предоставленного ему земельного участка он может обратиться в местный исполнительный комитет с заявлением об обжаловании кадастровой стоимости земельного участка в течение шести месяцев с даты внесения результатов кадастровой оценки в регистр стоимости. Обжалование результатов кадастровой оценки регулируется п. 17
ТКП 52.2.07-2018 ”Оценка стоимости земельных участков“.

К заявлению об обжаловании кадастровой стоимости земельного участка прилагаются заключение и отчет об оценке рыночной стоимости в текущем использовании земельного участка, подготовленные в рамках независимой (индивидуальной) оценки в соответствии с требованиями законодательства (Указ Президента Республики Беларусь № 615 от 13 октября 2006 года ”Об оценочной деятельности в Республике Беларусь“).

Независимая оценка рыночной стоимости в текущем использовании земельного участка проводится в ценах на дату проведения кадастровой оценки за счет средств землепользователя, подавшего заявление об обжаловании кадастровой стоимости земельного участка. Независимая оценка рыночной стоимости в текущем использовании земельного участка проводится в предположении, что оцениваемый земельный участок находится на праве частной собственности без учета имущественных прав и ограничений (обременений) прав на него, зарегистрированных в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

В случае, если рыночная стоимость в текущем использовании земельного участка отличается на 15 и более процентов для земельных участков, расположенных в городе Минске и областных центрах, и на 20 и более процентов для земельных участков, расположенных в других населенных пунктах и за их пределами от его кадастровой стоимости, в качестве кадастровой стоимости принимается рыночная стоимость в текущем использовании земельного участка, которая утверждается решением соответствующего местного исполнительного комитета и в установленном порядке вносится в регистр стоимости. В иных случаях кадастровая стоимость земельного участка не пересматривается.

 

Необходимость оформления документа, удостоверяющего право на земельный участок, определяется в трех причинах.

Можно назвать всего лишь три причины, в силу которых каждый гражданин поймет важность и необходимость обратиться за оформлением и выдачей документа, удостоверяющего его право на земельный участок.

Как для гражданина паспорт – документ, удостоверяющий личность, в котором содержатся основные идентификационные сведения о каждом человеке, позволяющие безошибочно установить его имя, фамилию, отчество, а также пол, возраст, место жительства и другие сведения, так и в отношении земельного участка выдается документ, удостоверяющий право пользования гражданина, который позволяет определить границы участка на местности, его размер и главное – законного владельца, подтвердив правомерность использования участка!

Итак, первая причина, по которой гражданину необходимо получить документ на землю, это для того, чтобы удостоверить и закрепить свое право на осуществление пользования конкретным земельным участком, а также в целях обеспечения таким правом и своих наследников.

Приобретая какой-либо не штучный товар в магазине, покупатель всегда желает заплатить только за тот вес товара, который он покупает и ни граммом больше. Пользование земельным участком осуществляется на платной основе, за исключением установленных законодательством случаев предоставления льгот или освобождения от внесения платы за землю.

Отсутствие документа, удостоверяющего право на земельный участок, означает, что землепользователь этого участка, внося платежи по земельному налогу, никогда не знает его точную фактическую площадь, вычислить которую можно только в результате проведения землеустроительных работ при оформлении правоудостоверяющего документа на землю.

Поэтому, немаловажная вторая причина – это необходимость осуществлять платежи за ту площадь земельного участка, которая используется гражданином фактически, а не по сведениям технического паспорта на домовладение, выданного много-много лет назад, порой еще и в прошлом столетии без измерений, либо сведениям похозяйственных книг, указывающих лишь на ориентировочные размеры участков граждан.

Приобретение имущества, товара всегда оформляется документами (договоры, товарные накладные, гарантийные талоны и другие), которые подтверждают приобретение товара, имущества конкретным гражданином, ограждая и защищая от посягательств на это имущество других лиц.

В итоге, третья причина получения документа, удостоверяющего право на земельный участок, - это способ защитить участок от неправомерных либо неосторожных посягательств со стороны смежных землепользователей, обеспечив тем самым себе возможность знать точные границы своего земельного участка на местности, обозначить их для всех соседей, а также определить с соблюдением установленных норм и правил размещение хозяйственных построек на собственном участке, а также и на земельных участках смежных землепользователей.

Не откладывая на ”потом“, не придавая этому важному вопросу статус ”еще успеется“, примите сегодня и незамедлительно меры по оформлению правоудостоверяющего документа на земельный участок, тем самым, вы защитите себя от возможного наступления неприятных и негативных последствий, вызванных отсутствием документа, удостоверяющего право на земельный участок.

С заявлениями о выдаче правоудостоверяющих документов на земельные участки всех граждан будут очень рады видеть в районных, сельских исполнительных комитетах по месту нахождения земельных участков и окажут квалифицированную консультационную помощь.»


Актуальное в землепользовании

ВАЖНЫЙ СОВЕТ ДЛЯ ОГОРОДНИКОВ

С наступлением весенне-летнего периода у граждан, не имеющих в пользовании земельных участков, возникает желание вырастить в текущем году небольшое количество ягодных и сельскохозяйственных культур для собственного потребления. И, как правило, для реализации этого желания ими выбираются свободные земли населенного пункта, прилегающие к многоквартирным жилым домам, в которых они проживают, чтобы была возможность ухаживать за огородиком.

Однако, самовольно принятое гражданином решение об обустройстве огорода на выбранном им участке придомовой территории независимо от его размера и выращивание сельскохозяйственной продукции без получения решения местного исполнительного комитета о предоставлении земельного участка является нарушением требований законодательства об охране и использовании земель, за которое к виновному лицу подлежат применению меры административной ответственности, предусмотренные статьей 16.36 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин.

Приятное и вроде бы полезное занятие по использованию земельного участка может обернуться для гражданина печальными последствиями, омрачающими радость полученному урожаю.

Не создавать себе подобные проблемы совсем не сложно: вопрос о возможности оформления прав на земельный участок для огородничества разрешается в местном исполнительном комитете путём подачи заявления, на основании которого в случае возможности предоставления земельного участка органом местного управления и самоуправления будет принято соответствующее решение, копия которого направляется гражданину.

С момента принятие решения о предоставлении земельного участка гражданин приобретает статус землепользователя и обладает правом приступить к его занятию.

За предоставление земельного участка для огородничества плата с гражданина не взимается.

Перед приближением весны рекомендуем заблаговременно позаботиться  о подборе земельного участка для огородничества, а также получить решение местного исполнительного комитета о его предоставлении.

В границах сельских населенных пунктов решение о предоставлении земельного участка для огородничества принимается сельским исполнительных комитетом, а в границах городов районного подчинения – районным исполнительным комитетом.

Желаем богатых и полезных урожаев.

 

Хозяйствование на земле - как один из способов развития личного бизнеса

или

О предоставлении земельных участков для крестьянского (фермерского) хозяйства.

Желание развивать личный бизнес вполне можно реализовать посредством хозяйствования на земле. Во все времена земля – матушка называлась ”кормилицей“, поскольку выращенная сельскохозяйственная продукция подлежит для употребления в пищу семьей, а реализация ее излишков может приносить доход.

В настоящее время малые формы хозяйствования граждан на территории Витебской области насчитывают 414 крестьянских (фермерских) хозяйств, которым предоставлено 57,2 тыс. га земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

Только за 2020 год районными исполнительными комитетами предоставлено для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств земель на площади 7,8 тыс. га.

Предусмотренный законодательством порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам направлен на стимулирование роста количества таких хозяйств на территории республики.  В рамках государственной программы ”Аграрный бизнес“ на 2021 – 2025 годы разработана подпрограмма ”развитие и поддержка малых форм хозяйствования“, которой предусматривается реализации комплекса мероприятий в целях увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах.

Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, при этом крестьянское (фермерское) хозяйство считается созданным с даты его государственной регистрации.

Для государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства наряду с документами, предусмотренными Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1, представляется копия документа местного исполнительного и распорядительного органа о подтверждении возможности размещения крестьянского (фермерского) хозяйства и предполагаемом месте такого размещения.

Для этого лица, пожелавшие создать крестьянское (фермерское) хозяйство, подают в соответствующий районный исполнительный комитет заявление о подтверждении возможности размещения крестьянского (фермерского) хозяйства и предполагаемом месте размещения земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

Преимущественное право на получение земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства при прочих равных условиях имеют крестьянские (фермерские) хозяйства, создаваемые лицами, зарегистрированными в сельском населенном пункте, поселке городского типа или ином населенном пункте, расположенном на территории соответствующего сельсовета, а также членами (работниками) реорганизуемых или ликвидируемых сельскохозяйственных организаций.

После государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства земельный участок предоставляется по выбору крестьянскому (фермерскому) хозяйству в постоянное пользование или аренду либо главе этого хозяйства в пожизненное наследуемое владение или аренду.

При этом размер земельного участка, предоставляемого гражданину Республики Беларусь для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на праве пожизненного наследуемого владения, не может превышать 100 гектаров сельскохозяйственных земель. Размер земельного участка, предоставляемого крестьянскому (фермерскому) хозяйству для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на праве постоянного пользования или аренды, определяется проектом отвода земельного участка.

Для предоставления земельного лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка, обращаются в районный исполнительный комитет по месту нахождения испрашиваемого земельного участка с заявлением о предоставлении им такого участка.

В заявлении указываются:

цель, для которой испрашивается земельный участок;

вещное право на испрашиваемый земельный участок;

намечаемое место размещения  земельного участка и его примерная площадь

источники возмещения убытков, если предполагается изъятие земельного участка у землепользователя;

данные, содержащие идентификационные сведения о гражданине, если земельный участок испрашивается гражданином.

В случае, когда земельный участок испрашивается юридическим лицом, к заявлению прилагается без нотариального засвидетельствования копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица.

Также к заявлению прилагается программа ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, а если крестьянское (фермерское) хозяйство создается несколькими гражданами, дополнительно прилагается протокол собрания его учредителей.

Разработка проекта отвода земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется на безвозмездной основе структурным подразделением райисполкома по землеустройству, а граница земельного участка на местности устанавливается организацией по землеустройству за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на эти цели. После выполнения указанных работ местным исполнительным комитетом абсолютно бесплатно принимается решение об изъятии и предоставлении земельного участка для ведения  крестьянского (фермерского) хозяйства.

Лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка, с копией указанного решения обращается за государственной регистрацией создания земельного участка и возникновения прав, ограничений (обременений) прав на него, которая осуществляется также за счет средств республиканского бюджета.

Со дня государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него юридическое лицо в течение шести месяцев, а гражданин в течение одного года обязаны приступить к занятию данного участка в соответствии с целью и условиями его предоставления.

Вся процедура предоставления земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства абсолютно не требует денежных затрат.

Вместе с этим следует отметить, что изъятие у сельскохозяйственного предприятия части сельскохозяйственных земель может принести убытки, подлежащие возмещению, размер которых определяется на основании сведений бухгалтерского учета организации

Порядок на земле – забота землепользователя

Земля не скажет спасибо

О земельном споре

Самовольное занятие земельного участка – горькие плоды землепользования

Земельные участки для продажи с аукциона

Земельные участки для инвесторов

Земельные участки для производства

Земельные участки без проведения аукциона

Последнее изменение 16.09.2022